Публичная дипломатия Александра Лукашенко
Сегодня Лукашенко решил перевести деликатные переговоры с Польшей в публичную плоскость. Интересно, что сам Александр Григорьевич любит и умеет договариваться «в тишине», свидетельством чему являются хотя бы успешные переговоры с США.
Но в случае Польши все случилось иначе: уже после первого раунда Лукашенко предал огласке часть содержания переговоров, параллельно наградив Европу знатным эпитетом «вонючая» и упрекнув поляков в невыполнении договоренностей.
Однако нам логика президента РБ кажется уязвимой.
Известно, что переговоры велись уже некоторое время. Об этом, напоминаем, 14 октября рассказал сам глава КГБ Тертель. То есть к результатам готовились, их ждали.
И вот за неделю до того, как Туск делает свое громкое заявление по открытию границ, из Беларуси в Литву начинают массово лететь шары. При этом Туск, заявляя об открытии границ прямо говорит, что консультируется с правительством Литвы и что условием открытия границы является отсутствие инцидентов.
Что происходит после этого? Шаров, по сообщениям литовцев, становится еще больше.
Здесь два варианта: либо это какая-то странная спецоперация литовцев, которые зачем-то придумывают эти шары, либо шары есть и тогда крайне двусмысленной выглядит позиция Минска.
Так вот, сегодня Лукашенко прямо признал, что шары были:
«Белорусские граждане абсолютно легально приобретали на производстве сигареты и передавали литовцам, прибывшим на территорию Беларуси, получая свой навар. И уже сами литовцы своим подельникам переправляли товар с помощью воздушных шаров».
Проблема в том, что мы с трудом представляем себе каких-то литовцев, которые безнаказанно эскадрильями запускают шары в приграничной зоне с беларусской территории.
Думаем, что и Вильнюс, и Варшава полностью уверены, что это дело рук белорусских властей. И здесь следует вспомнить слова Туска про консультации с литовцами и отсутствие инцидентов.
То есть реакция Варшавы была полностью предсказуемой и по сути вынужденной. Особенно после того, как премьер Литвы позвонила Туску в среду и еще раз напомнила про договоренность.
В этой ситуации очевидно, что у Варшавы есть свои вопросы к Минску. На которые, видимо, и пытался дать ответ сегодня в прямом эфире Лукашенко. Однако и тон и канал коммуникации однозначно свидетельствуют о том, что до решения проблем еще далеко.