К процессу борьбы за живучесть режима А. Лукашенко 17.10.2025А. Лукашенко не смог догнать переговорн…

К процессу борьбы за живучесть режима А. Лукашенко 17.10.2025

А. Лукашенко не смог догнать переговорный поезд. Он затянул ситуацию и слишком поздно среагировал. Пока он раскачивался, с повестки сняли вопрос с «Томагавками», а вместо Минска на сцене появились Будапешт и Венгрия. Именно там, как заявлено, пройдёт встреча на высшем уровне России и США. Это провал для режима А. Лукашенко. Он опоздал.

Скорость реакций режима вызывает вопросы. Например, мы с начала этого года чётко указывали, что с конца лета ожидаем изменения в застопорившемся мирном процессе, которые получат развитие осенью и могут привести к результатам по вопросу завершения войны в Украине уже зимой. Маловероятно, что аппарат А. Лукашенко не имел подобной аналитики. В чём же дело?

В процессах, разъедающих систему А. Лукашенко изнутри. Адекватные аналитики и специалисты в системе режима, к сожалению, есть. Но они не могут спасти свою диктатуру: вся система серьёзно прогнила; их попросту не слышат. А даже если и услышат — ничего не смогут сделать. В этом, конечно, наша удача.

Режим уже сегодня подвергается скрытой деструкции, развалу. С завершением украинских событий эти процессы выйдут на поверхность. Ситуация чем-то напоминает последние пару лет перед развалом СССР. Процесс деструкции к концу этого года разовьётся так, что режим, даже зная всё происходящее, не сможет адекватно реагировать на ситуацию. Хотя это ещё не слишком заметно, в стране прогнило буквально всё — от продовольственной безопасности до здоровья диктатора.

Потому А. Лукашенко пришлось пытаться вскочить в уходящий переговорный поезд. А когда этого не получилось — перейти к пиару по всем направлениям, прикрывая свой провал в широком диапазоне: от личного участия в регулировке очередей за кофе до вопросов строительства музеев и дворцов (на которые, как отмечает сам диктатор, «нет денег»). Туда же — пыльный ВНС, который достали с дальней полки. А. Лукашенко почему-то считает, что сможет прикрыться той бумажной крепостью, которую он построил в очередной версии своей Конституции вокруг ВНС. Зря.

Нет, конечно, диалог с США продолжится. Но он будет уже другим. А. Лукашенко не смог стать полезным Д. Трампу в ключевой момент. Теперь, как говорит В. Орбан, «Венгрия — остров мира». Не Минск.

А. Лукашенко не смог влезть в процесс мирного урегулирования войны в Украине. Кроме того, теперь он уже не сможет адекватно «продать» возможности давления на В. Путина. Конечно, это не конец. А. Лукашенко будет активно «плясать» вокруг вопроса санкций (хотя бы их приостановки для конкретных случаев через те же разрешения от Минфина США), инвестиций и денег. Но если он хочет добиться успеха — ему придётся сделать США хорошие подарки. Отметим: США интересуют не политзаключённые, это только бонус. США интересуют контроль, влияние и бизнес. Впрочем, в долгосрочной перспективе сотрудничество А. Лукашенко и США не имеет серьёзных перспектив.

США и России невыгодно впускать в переговоры других участников. Ведь все вопросы они в состоянии решить самостоятельно. И в этом, конечно, наша неудача. Потому поучаствовать в переговорах на высшем уровне не удалось не только А. Лукашенко. Европейский Союз также остаётся за бортом. Как и в истории урегулирования в Газе, ему отведена второстепенная роль, и эта ситуация лишь иллюстрирует отсутствие успехов EEAS и Брюсселя в целом за последний год во внешней политике в нашем регионе. Москва может быть довольна. Да и участие В. Зеленского в этих процессах, на самом деле, носит до сих пор формальный характер: он не в состоянии адекватно влиять на их ход, всё решают без его участия.

Итак, на сегодняшний день А. Лукашенко, несмотря на все приложенные усилия, смог решить только один из трёх вопросов, обеспечивающих выживание его режима после войны в Украине. Это вопрос легитимности. Но вопросы получения денег и участия в мирных переговорах по завершению войны в Украине до сих пор не решены.

ОШС