А теперь краткий вывод из предыдущего постаРоссия действительно может предлагать дешёвые энергоресур…

А теперь краткий вывод из предыдущего поста

Россия действительно может предлагать дешёвые энергоресурсы, но лишь в обмен на политические уступки. Проще говоря, когда ты делаешь то, что хочет Кремль. В первую очередь это касается государств, где доля импорта из РФ превышает 30% – то есть способна влиять на рынок. Именно поэтому РФ так болезненно реагирует на попытки создать альтернативу.

Но есть и другой момент – там где существует альтернатива российским поставкам – Кремль выставляет цену не выше рыночной. А если ты “покупатель последней надежды” – даже ниже. Пример Индии и Китая (последний, кстати, согласен на Силу Сибири 2 но с ценой газа 60 долларов за 1000 кубов – сравните со 127 для Беларуси). По нефти ситуация та же.

А теперь к тактическим победам и стратегическим поражениям. В окружении Лукашенко есть люди,которые понимают ситуацию. Иначе не было бы серии газовых и нефтяных “войн”. Даже сам Лукашенко несколько раз говорил об альтернативе. Но, когда ты уходишь от зависимости, необходимо пережить 1-2 сложных года (когда ты покупаешь дорогое сырьё) и вкладываться в инфраструктуру. После этого у тебя есть альтернатива и ты получаешь адекватные цены. Русские, кстати тоже становятся послушными и отходят от политики диктата. Наиболее яркие примеры – Турция, Польша, Германия (по нефти), Монголия.

И Беларусь могла выйти на такой формат. Но (смотри первый абзац), когда у покупателя российских ресурсов появляется перспектива создания баланса Кремль предлагает дополнительную скидку. Тот, кто соглашается, выигрывает тактически, но проигрывает стратегически.
И тут возвращаемся к Беларуси. Я помню как минимум три таких периода — 2 по нефти, 1 по газу. По нефти Беларусь ни разу не продержалась даже год. То ли не хватало стратегического мышления, то ли просто у Лукашенко “кишка тонка” оказалась по факту. И каждый раз, говоря о “победе” в ценовой войне, уже на второй и третий год понимали, что оказались в дураках: кроме вопроса цен (который был в руках у Москвы), добавляли веса политической дубинке Кремля.

Любые изменения ситуации будут болезненными. Поэтому (и это касается обоих сторон политического противостояния), попытка продать тезис “заживём хорошо” – это либо попытка далее жить в существующих рамках (что не подразумевает опережающего соседей развития государства), либо отсутствие понимания что делать со страной и политическая близорукость помноженная на жажду “народной любви”.