Кресло, стол и посиневшие пальцыВ этом выпуске “Пульса Ленина-19” задаюсь вопросом, чем может оберну…

Кресло, стол и посиневшие пальцы

В этом выпуске “Пульса Ленина-19” задаюсь вопросом, чем может обернуться для Беларуси продолжение затяжной российско-украинской войны и на что рассчитывает Александр Лукашенко.

Несмотря на курскую операцию, линия фронта ползет на запад, а не на восток, и это подталкивает к тому, чтобы поразмышлять о перспективах этой невеселой истории для нас. Влияние войны в Украине на Беларусь в лице демсил, власти и страны получается совершенно разным.

Обессиленные демсилы

Главными потерпевшими в беларусском случае пока можно считать демсилы, хотя поначалу считалось, что будет наоборот: многим грезился красно-зеленый закат режима под обломками “разрушенного Карфагена”.

С самого начала демсилы увидели в войне шанс на изменение ситуации в Беларуси в случае победы Украины. Было много надежд, связанных с идеями освободительных походов, а также сближения офисов (Светланы Тихановской и Владимира Зеленского) и ровно столько же разочарований.

После 24 февраля 2022 года демсилам пришлось экстренно пересмотреть нарративы, заклеймить Кремль и декларировать выход из всех пророссийских союзов и планы входа в европейский (ЕС). Все это не сильно приблизило демсилы к Евросоюзу, но отдалило от действительности внутри Беларуси.

Теорема торжества демократии в Беларуси в результате победы Украины над Россией до сих пор никем не доказана, хотя по-прежнему имеет много сторонников, включая таких авторитетов как Зенон Позняк. Однако пока тема исчерпывается тем грустным фактом, что победа Украины, мягко говоря, откладывается, а с ней и заявленный шанс на демократические перемены в Беларуси.

Кроме всего, война сместила фокус внимания Запада с Лукашенко на Путина и с Беларуси на Украину и ограничила масштабы поддержки беларусской демократии за рубежом.

Дальше в этом смысле может быть только хуже. Ресурсов становится меньше, потребности Украины в них – напротив, все больше. На демократию в Беларуси от этого стола в случае затяжной войны останутся, предположительно, только крохи.