Среди политических тенденций, которые можно наблюдать сейчас в Евразии, можно отметить почти повсеместное усиление и укрепление авторитарных режимов.
Центральная Азия из нестабильного региона превратилась в магнит инвестиций и достаточно высокой динамики роста.
Например, Узбекистан, который растет с динамикой до 5% и открывает один перерабатывающий кластер за другим: хлопковый, химический, машиностроительный.
Киргизстан развивает логистические проекты с Китаем и гидроэнергетику. И также развивает экономику на базе кластерной модели.
Хотя еще недавно, Киргизстан был центром центральноазиатского майдана.
Даже ситуация в Афганистане под воздействием китайской мягкой силы медленно, но постепенно стабилизируется, во всяком случае, война прекращена.
Техническое развитие Ирана признают и в Израиле. В КНДР ситуация в экономике под воздействием российского “золотого дождя” в ВПК уже далеко не такая, как в стереотипных представлениях прошлого.
Северная Африка: Египет – военная диктатура.
Индия, хотя и остается самой большой демократией в мире, но правление Моди опирается на достаточно жесткие модели.
Модели квазиавторитаризма наблюдаются даже в ЕС и в европейской ойкумене: Турция, Венгрия.
И здесь можно выделить несколько закономерностей.
“Фонящие цивилизации” в Евразии – это Китай и РФ. Именно они и “подсвечивают” базовую политическую модель, которая начинает доминировать в сфере их влияния.
Ожидания демократизации КНР и РФ в 90-е, вызвали аналогичные процессы на всем пространстве Евразии: от Мьянмы до Ирана и Центральной Азии.
Базовыми были республиканские проекты, а не “суверенная квазидемократия”. Во всяком случае, запрос на республиканизм в обществе был достаточно сильным.
Сейчас, ситуация кардинально поменялась и базовыми стали авторитарные модели “национального суверенитета”.
В этом, контексте, как ни странно это прозвучит, Украине в ближайшее время будет крайне сложно запустить республиканский проект.
Который, для Украины более всего подходит.
Зато у нас вероятно появление в будущем авторитарного режима на принципах “суверенной квазидемократии”.
Особенно на этапе жесткой посадки евроинтеграционных ожиданий украинского общества в ближайшее время.
И эти риски нужно учитывать. Особенно фактор “подсветки” базовой модели со стороны “фонящих евразийских цивилизаций и общего упадка Запада.