Почти дожали, но ветер подул в другую сторону.Поездов Минск-Симферополь не будет или история беларус…

Почти дожали, но ветер подул в другую сторону.
Поездов Минск-Симферополь не будет или история беларуского флюгера

Итак, Кремль с 2020 года дожимал Лукашенко на принятие решений, которые отрубят возможности дрейфа от России. До 2022 – это “признание” Крыма, потом торговля с т.н. ЛДНР, в 2022 соучастие в агрессии.
Но уже к 2023 стало очевидно, что “военная мощь РФ” несколько пробуксовывает, если говорить мягко. Официальный Минск попробовал дистанцироваться от участия в войне, тем не менее зарабатывая на российских заказах продукции двойного назначения, а часто-густо и комплектации для российсской техники.

Активизировался и китайский трек беларуской политики, который был направлен на “узбекизацию” беларуской политики. (тут стоит вспомнить как Узбекистан за неполные 10 лет перескочил из зоны доминирующего влияния русского мира в условный “китайский мир”).

Но война продолжалась, РФ провела операцию по взятию Бахмута, а летнее наступление Украины 2023 года не дало результатов, и Лукашенко (что для него логично) решил “дружить с сильным”, как ему казалось.

В этом Кремль увидел возможности и начал давить дальше. Ключевое – признание оккупированных украинских территорий частью РФ. То есть сделать политический шаг, после которого дорожка одна – превращение собственной страны в субъект федерации. Именно в это время (апрель-май) началась и “ядерная эпопея”.
Стоит упомянуть и тему украинских детей. Именно на 2023 год (март) приходится решение приёма групп выкраденных молодых украинцев на “оздоровление” в беларуских санаториях и детских базах отдыха.

Но одному старому политику с примечательными усами вновь повезло. Случилось выступление Пригожина по результатам которого Лукашенко оказался в положении, когда (по мнению российского общества) он помог Кремлю в всей РФ. И давление Москвы сменилось мелким шантажом Минска по вопросам цен на энергоносители, снятия барьеров в торговле. На этом фоне политический трек привязки Беларуси к РФ был на пару месяцев “поставлен на паузу”. Тем не менее, часть экономических соглашений, как прямое транспортное сообщение с Крымом Кремль продавил. Было даже подписано соглашение о возможности запуска поездов на оккупированный украинский полуостров с 2024 года. Беларуские государственные турагентства начали активно зазывать бюджетников “отдохнуть в Крыму” летом-осенью 2023. Активизировались, поставки товаров в т.н. ЛДНР.

Но на китайском направлении подвижен не было. В Беларуси завалили “домашнее задание” от Пекина. Причём так, что ни Лукашенко ни его министров демонстративно не пригласили на саммит “Пояса и пути”. Более того настойчиво рекомендовали без выполненных обязательств лишний раз не ехать в Пекин.

Тем временем, ветер вновь меняется. Украина начинает потихоньку доставать до целей в глубине России (те же дроны), а черноморский флот дабы не стать “подводным” уходит в Новороссийск.
Китай проводит “воспитательную работу с Минском”, в том числе уменьшая законтрактованные на 2024 год объёмы импорта удобрений. И случается чудо – домашняя работа делается, Пекин реагирует и вновь включается в игру.

Ветер вновь меняется. Но постепенно: вначале в риторике. Зеленский перестаёт быть “гнидой” (высказывание марта 2023 года) и становится Владимиром Александровичем (заявления марта 2024). Более того, отвечая на вопрос российского пропагандиста об Украине говорил “не хочу чтобы Владимир Александрович на меня обиделся”. Бывает.

Тем временем Китай подаёт сигналы, что готов “взяться за Беларусь”. Но требует ответных сигналов из Минска. И они приходят. Проходит кадровая ротация управленцев в правительсте и администрации президента Беларуси. На должности впервые за 4 года возвращаются (и назначаются) “люди не в погонах”. Количество мигрантов, штурмующих польскую границу уменьшается как минимум в 2 раза, с завидной регулярностью выходят указы о помиловании политических заключённых (пусть небольшими партиями, но процесс идёт), а в Минск едут китайские правительственные делегации.