Ведущая южноафриканская газета Sunday Times сообщает (чтобы прочесть статью в оригинале, нужна подписка), что власти ЮАР пытаются убедить Кремль отказаться от идеи визита президента Владимира Путина на саммит БРИКС, который состоится в Южной Африке летом.
Причина – в ордере на арест президента России, который выдал Международный уголовный суд в Гааге по обвинению в военных преступлениях, совершенных в Украине.
Исполнение решений МУС обязательно для стран, подписавших Римский статут, в число которых входит ЮАР.
Неназванные высокопоставленные чиновники сообщили изданию, что Претория ведет переговоры с Москвой, предлагая Путину принять участие в саммите БРИКС по видеосвязи. В противном случае властям ЮАР придется заключить российского президента под арест на основании решения МУС.
“У нас нет варианта не арестовывать Путина. Если он сюда приедет, нам придется его арестовать”, – сказал газете представитель правительства ЮАР.
Южноафриканская Sunday Times сообщает, что на прошедшей неделе президент ЮАР Сирил Рамапоса назначил специальный правительственный комитет во главе с вице-президентом страны, который должен изучить варианты действий властей в связи с выдачей ордера на арест Путина.
По словам собеседника издания, этот комитет не сможет найти “никаких вариантов, которые позволили бы Путину приехать”. “Единственный вариант, который у нас есть, это участие [Путина] в саммите при помощи Teams или Zoom из Москвы”, – добавил источник.
На прошлой неделе канцелярия Рамапосы распространила заявление, что страна не планирует выходить из Римского статута об учреждении и процедуре Международного уголовного суда – вопреки замечаниям самого главы государства.
В конце марта пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков заявил, что решения об участии российского лидера в саммите в Дурбане пока нет.
В 2016 году власти ЮАР оказались перед аналогичной проблемой, когда на саммит Африканского Союза в Преторию должен был прибыть президент Судана Омар аль-Башир, на арест которого также был выдан ордер МУС.
Тогда Верховный суд ЮАР посчитал выход из договора с МУС неконституционным, и страна осталась связанной условиями Римского статута.