Даже американцы стали иронично подражать русскому фольклору, прогнозируя ситуацию для Путина как в сказке про камень с предостережениями между двумя тропинками, где каждое направление — заведомо безнадёжное.
Согласно последним исследованиям RAND, на украинском направлении у России два выхода — завоевать Украину, разгромив её силы обороны, либо дождаться прекращения поддержки Запада, наличие которой является для Киева критичной. По мнению американской организации, успех на поле боя практически недостижим из-за мобилизации некачественного личного состава и старой техники, а также больших потерь. Поэтому загнанный в угол Путин избрал второй вариант — сделал ставку на страх, финансовые затраты и усталость, чтобы разрушить западный альянс. Кремлёвская пропаганда со своей стороны готовит россиян к затяжному конфликту.
Именно в этом контексте рассматривается актуализация Москвой ядерной угрозы: намерение применить тактическое ядерное оружие, приостановка ограничительных ядерных соглашений, проведение ядерных учений, подготовка к размещению ядерного оружия в Беларуси.
Американские аналитики классифицируют такую стратегию как террор, поскольку действия Кремля содержат угрозу запредельного насилия, призванную вызвать страх и подтолкнуть к уступкам — прекращению поддержки Киева. Повышение угрозы также отвлекает от военных недостатков России, напоминая противникам о ядерном статусе «империи».
RAND утверждает, что применение тактического ядерного оружия в Украине не даст Путину желаемого результата, а нанесение ядерного удара по любому члену НАТО развяжет войну, в которой Россия не выживет.
Угроза путинского режима интерпретируется как напоминание о решимости одержать победу с использованием всех доступных средств и любой ценой. В тоже время констатируется, что в своих действиях Кремль придерживается осторожности, избегая немедленной и жёсткой реакции Запада. Поэтому сейчас он генерирует в западном лагере неопределенность, надеясь разрушить консолидацию альянса, члены которого столкнулись с разной степенью риска. Москва также полагается на информационную кампанию, призванную спровоцировать разногласия и ослабить противников.
В то же время аналитики осторожно намекают на линии напряжённости в российском обществе, которые включают задействование огромных национальных ресурсов в случае продолжительной войны, усиление действий санкций, репрессивное подавление общественного мнения, накопление военных поражений и, конечно, колоссальные людские потери. Вопрос о том, сможет ли пропаганда заглушить всё это баснями о былой славе, пока оставлен исследователями без ответа.
БЕЛАРУСКІЯ НАВІНЫ