Однако за 5 лет проект так и не начал работать в полную мощность, большая часть заводов до сих пор не построена. Еще в 2019 году проект «Кошт Урада» изучил деятельность БНБК и сделал вывод, что схема, по которой создана и работает корпорация, очень похожа на вывод бюджетных денег в частный бизнес. Напомним, что это закрытое акционерное общество. Беларуси принадлежат всего 25 % акций. Все остальные разделены между иностранными компаниями. Китайской компании CITIC International Investments Ltd. принадлежат 20%, другой китайской компании COFCO Corporation — 9%. 1% в уставном фонде имеет мутная российская компания «Вирен-Инвест», которая неоднократно выступала в суде в качестве ответчика. В 2019 г. «Вирен-Инвест» неосновательно обогатилась на 2 млн рублей, но их пришлось вернуть. В 2020 г. задолжала беларуской компании «Вертол-Инвест» 150 тыс. рублей. Две шотландские компании Maxforce LP и Altastar LP имеют 11% и 11,5% акций соответственно, а две эмиратские компании Al Salaam Biotech Investments Ltd. и Al Ziad Agro Investments Ltd. – 22,5%. Примечательно, что ключевым собственником шотландских офшоров числится племянник получившего политическое убежище в Беларуси экс-президента Кыргызстана Курманбека Бакиева Асылбек Салиев.
Интересная ситуация сложилась и вокруг директора БНБК. Эту должность занимает некий Даниил Урицкий, который на самом деле является бывшим премьер-министром Кыргызстана Данияром Усеновым. В 2010 году он сбежал из страны в Беларусь. На родине он обвиняется в тяжких преступлениях и заочно осужден на пожизненный срок. Власти Кыргызстана неоднократно направляли ноту протеста Минску и требовали выдачи Усенова-Урицкого, но все обращения синепалый оставил без ответа. Кроме того, на официальном сайте корпорации нет упоминания об Усенове-Урицком, как директоре организации. Становится ясно, что Лукашенко продался киргизам. За внушительный кэш, который отваливают киргизы, он согласился стать их своеобразной «крышей».
Парадокс вокруг БНБК заключается еще и в том, что это частная корпорация, созданная по инициативе Лукашенко на деньги одного из ключевых акционеров — китайской компании CITIC International Investments Ltd., которые дали в кредит. При этом кредит выплачивает беларуский Минфин за счет бюджетных средств. Помимо всего прочего, БНБК пользуется различными преференциями от беларуского государства. Самая «жирная» – внесение корпорации в особый список компаний, на которые не распространяются положения постановления Совмина № 229 от 15 марта 2012 года, регулирующего правила так называемых закупок за счет собственных средств. Помимо этого, Усенов-Урицкий пытался выпросить у властей Беларуси 10%-ную преференциальную поправку на торгах. С поддержкой сверху БНБК рассчитывала сбыть отечественным предприятиям импортированный китайский лизин, реэкспорт которого в Россию с июля 2019 года закрыт.
Помимо всего вышеизложенного, интерес вызывает и структура персонала БНБК. По информации проекта «Кошт Урада», всего в компании работает 30 сотрудников. Из них суммарно молодежь в возрасте 26-35 лет и завтрашние пенсионеры в возрасте 56+ составляют 18 человек или 60% штата. 6 из 30 работников не имеют высшего образования, при этом в самом опытном и высокооплачиваемом возрасте 41-55 лет наблюдается образовательный провал и только 4 из 8 работников имеют высшее образование. В общем, если вычесть охранников, водителей, уборщиков и прочий персонал со средним образованием, то на предприятии работают преимущественно условные дети и родители. Вывод из всего этого такой: БНБК — очередное предприятие, созданное по инициативе Лукашенко и нацеленное на вывод денег из госбюджета.