История 3. Дмитрий
«Год назад я взял отпуск, рюкзак, велосипед и поехал наблюдателем в Россонский район.
Участок находился в актовом зале единственной школы. Недавно назначенная директор — председатель комиссии, но всем процессом заведовала секретарь, которая проводит голосования ещё с 70-х.
Несколько раз меня даже пустили внутрь участка на час-два! Внутри было жарко: наблюдатели обливались потом, жаловались мне, но продолжали занимать свои места.
Единственный разговорчивый человек — бывший председатель колхоза: «Хорошо, вам хоть деньги за это платят. А мы обязаны сидеть в наблюдателях за просто так». В то, что и я «за просто так», ему верилось с трудом.
9 августа, когда интернет уже пропал, люди по одному выходили поговорить по телефону: «Из Витебска позвонили. Говорят, люди потоком идут, с белыми браслетами, с музыкой, счастливые… как на первомай…»
После 20:00 актовый зал закрыли, и начался подсчёт. В подсобном помещении младший сержант болтает с друзьями: «… а дубинки совсем старого образца выдают. Мне больше французские нравятся: короткие, удобные! Не для того, чтобы бить человека, ты представь, как это больно! Красиво смотрится на поясе…»
На участке слышно, как куда-то звонят и диктуют цифры. Чего-то ждут. Иногда разговор переходит на повышенные тона. Снова звонок, уже звонят не они, а им. Вышли уставшие и неразговорчивые. Протокол разрешили сфотографировать, но вывесили внутри актового зала. Явка — 90%, за Тихановскую — 3,7%.
В моём случае явных противоречий нет. Голосование на дому я не контролировал, а белых браслетов было не больше, чем голосов в протоколе. Но если всё так гладко, то почему не показать подсчёт и не сказать, сколько бюллетеней выдаётся для голосования на дому?
Была ли польза от всей этой затеи? Россонский район — это кусочек Беларуси, далёкий от всего. Если жить там, то может показаться, что наблюдатели и альтернативные выборы — это что-то из интернета. Может показаться, что эти две реальности не пересекаются. Но вот “Честные Выборы” из интернета стоят в коридоре вашей школы с белым браслетом из бересты на руке. А зарисовка из вашей жизни попала в интернет».