С 2020 года и по сей день в Беларуси было более 50-ти голодовок. С большего, голодовку объявляли те, кто лишен свободы режимом. Для них это единственная возможность высказывать свой протест против происходящего, ведь у них остались только их жизни.
В инфополе голодовки сильно дискредитировали, в том числе по вине того, как их освещают. Мы часто слышим об “объявлении голодовки”, и на этом история заканчивается, если инфоповод после “не дотягивает”.
Важно понимать, что это крайняя форма и почти отчаяние тех, кто на голодовку решается. Изучив больше 50 кейсов, как громких, так и нет, я могу сказать, что голодовка в условиях Беларуси более эффективна, чем нет.
Было много голодовок, в которых люди выражали протест своему задержанию. Голодали весь период своего заключения до освобождения (некоторых освобождали раньше). Голодали в знак протеста помещения в карцер, пока их не выпускали.
Голодали, требуя улучшения условий содержания (сейчас навскидку могу назвать четыре успешных кейса, которые вы не помните, скорее всего), голодали, требуя писем, которые им не отдавали. И письма начинали отдавать.
Голодали до госпитализаций. И добивались своего. Мы сами часто пропускаем/забываем голодовки, которые заканчивались “положительно” для тех, кто их объявлял. Поэтому слова некоторых людей, мол, “видели мы ваши голодовки”, говорят только о том, что — нет, ничего вы не видели.
Горько и больно за людей, которые решаются на этот шаг. Но они уперто добиваются своего. Лучшие сейчас в тюрьме. И даже там они бесстрашны и свободны.
Требования Мацкевича — выполнимы.
Молюсь за вас, ВВ.