​​Крутое пике малого бизнеса Рано или поздно это должно было случиться: малый и средней бизнес в апр…

​​Крутое пике малого бизнеса

Рано или поздно это должно было случиться: малый и средней бизнес в апреле продемонстрировал небывалое падение. Число микроорганизаций, где занято до 15 человек, сократилось на 5116 штук! И это только за апрель. Число ИП тоже снизилось, но не так радикально – на 138. Однако, это после куда более существенных просадок в декабре (-1070), январе (-1003) и марте (-1171).

Число средних организаций (где численность работников от 101 до 250 человек) снизилось в апреле на 26 единиц, малых, с численностью от 16 до 100 занятых, упало сразу на 830 штук.

Все это является непосредственным отражением не самых благоприятных (мягко говоря) условий ведения бизнеса при безрадужных перспективах. При этом видно, как разного размера бизнесы по-разному адаптируются к такому положению дел. Рост числа ИП в прошлом году был результатом снижения числа организаций более крупных, бизнес мельчал. Теперь стала снижаться привлекательность и такой формы ведения бизнеса.

Снижение числа средних организаций началось с конца 2021 года на фоне все большего закрытиях рынков, роста инфляции, усложнения логистики поставок и ухудшения условий финансирования. Год назад наблюдался какой-никакой, но рост.

Резкое снижение числа малых организаций в апреле отмечалось и в прошлом году, но тогда было ликвидировано 332 таких организации, а в апреле 2022 года – 830.

Снижение числа микроорганизаций более чем на 5 тысяч штук за одни месяц выглядит совсем апокалиптично. Основное падение при этом пришлось на бизнес в столице (-1742 микроорганизации) и Минской области (-1114). То есть, наиболее быстрое сокращение идет в тех регионах, где ранее рынок был более развитым, а спрос более платёжеспособным.

Замедление темпов снижения числа ИП на этом фоне может быть отражением того, что ряд более крупных бизнесов будет пытаться выживать в меньшем формате.

В целом, картина по малому и среднему бизнесу складывается удручающая. Нашли ли себя высвободившиеся рабочие руки на крупных государственных предприятиях? Это вряд ли, ведь численность занятых в экономике страны уже давно неуклонно падает. Все выглядит так, будто бизнес частично банкротится, частично уезжает, частично уходит в тень. И это логичное следствие всего происходящего в Беларуси.