В принципе эксперимент показал, что в беларуском образовании потеряно не всё.
История – это всегда такая тонкая грань с большим полем для манипуляций: где-то можно что-то аккуратно опустить, что-то приукрасить, ну и, конечно же, многое определяет трактовка. Именно так в основном история и пишется. Так было, есть и будет.
Я же предлагал перетереть историю нагло и грубо. И меня порадовало, что нашлись специалисты, которые высказались против.
Большая часть это ожидаемое молчание. Его сложно трактовать, ведь передо мной были лишь молчаливые черные экраны.
С одной стороны это можно рассматривать, как “хата с краю” – отсидеть эти сорок минут и свалить побыстрее (мне кажется это основная версия). С другой – нежелание участвовать в абсурде, но тут у меня сомнения. Ну и третье – это просто молчаливая покорность, которая вкупе с первым вариантом показывает потенциальную готовность к исполнению чего угодно, лишь бы не трогали.
Но главное, что меня порадовало, что не нашлось тех, кто начал бы потакать тому бреду, что я им предлагал. Я рассматривал, что найдутся персонажи, которые из русскомирской идейности либо же из банальной меркантильности и желания засветиться перед “начальником” включатся со мной в работу.
Но таких не нашлось. Это хорошо.
Выводы
Если честно, то я полагал, что после всех постреволюционных чисток в школах кромешная тьма, но как оказалось, лучи надежды остались.
Хотя объективно даже те, кто высказался против, могут быть (и, полагаю, являются) вполне лояльными к системе людьми, при этом оставаясь объективными в рамках дозволенного специалистами своей сферы, не готовыми на абсолютно грубые фальсификации своей учебной дисциплины.
При этом есть одно НО. История, как дисциплина, на 50% является историей политики. И это сказывается на представителях данной сферы.
Помимо исторического, у меня есть ещё и экономическое образование. И мне есть с чем сравнить. На историческом факультете и атмосфера и преподы (до зачисток) и студенты были всегда более свободными и открытыми к политике. Это чувствовалось.
Так что нельзя однозначно сказать, что моя экспериментальная выборка характеризует всеобщую тенденцию в стране. Есть вероятность, что это может говорить лишь о ситуации в конкретной сфере.