P.S. Знаменитому Ганнибалу ненависть к Риму завещал его отец. Вся жизнь Ганнибала была посвящена одной цели — взять реванш за поражение Карфагена в Первой Пунической войне. Подготовку к новой войне отец Ганнибала, а потом и он сам начали с завоевания Испании. Воинственные кельты и иберы пополнили войско Карфагена, а богатства Испании позволили это войско содержать.
После того как большая часть Испании была завоевана, Ганнибал решил, что он почти готов к войне с Римом. Почти, потому что город Сагунт, официальный союзник Рима, все еще оставался свободным. И Ганнибал не мог, конечно, отправиться в поход на Италию, оставив этот город в тылу.
В поисках предлога для нападения Ганнибал начал сеять распри между сагунтийцами и соседними племенами. Понимая, что дело идет к войне, Сагунт снарядил посольство в Рим, чтобы попросить своего могущественного союзника о помощи.
Когда послы изложили суть дела, обнаружилось, что в сенате нет единодушия. Некоторые говорили, что Рим должен немедленно отправить в Испанию войско, чтобы предотвратить войну. Однако, как водится, победили благоразумные. Те, кто считал, что не стоит отправкой войск провоцировать Карфаген: ведь новая война будет для Рима тяжкой и кровавой. Вместо армии в Испанию отправилось римское посольство.
Прибыв к месту назначения послы обнаружили, что они опоздали. Война началась и Сагунт был осажден армией Ганнибала. Послы, конечно, потребовали немедленно прекратить это безобразие и оставить римского союзника в покое. И Ганнибал, конечно, отказался. Он сказал, что, во-первых, Рим не имеет права вступаться за Сагунт, потому что Сагунт находится в сфере законного влияния Карфагена. Во-вторых, что не он начал войну, а сагунтийцы, которые притесняли своих соседей. В-третьих, что он не ведет войну, а всего лишь хочет принудить Сагунт жить в мире с другими народами. И в-четвертых, что если бы Карфаген не напал на Сагунт, то Сагунт напал бы на Карфаген.
С таким ответом посольство вернулось в Рим. И опять в сенате начались горячие споры. Часть сенаторов снова требовала немедленно собрать армию. Нельзя, говорили они, оставить союзника беде. И лучше воевать с врагом на чужой земле чем на своей. Но и в этот раз победили благоразумные, которые боялись, что излишняя горячность может спровоцировать войну. Вместо войска в Испанию отправилось новое римское посольство.
Когда посольство прибыло в Испанию, оно обнаружило, что карфагенянам удалось пробиться за стены. Бои шли уже в самом городе, и Ганнибал, ожидавший скорой победы, отказался встречаться с римскими послами. Он передал, что не может гарантировать безопасность дипломатов в условиях военного времени. Римскому посольству ничего не оставалось, кроме как отправиться в Карфаген и потребовать от карфагенского правительства приструнить своего генерала.
Однако, и там их дипломатические усилия оказались тщетными. Послов, правда, приняли и выслушали, но ответ не отличался от того, который первое римское посольство получило от самого Ганнибала.
Сагунтийцы, между тем, держались. Они выбили войско Ганнибала из города и заделали проломы в стене. Осада продолжалась, все то время пока римские послы курсировали между Римом, Испанией и Карфагеном. Сагунт пал только на восьмой месяц после начала войны. И после этого у Ганнибала уже не осталось препятствий для воплощения мечты всей его жизни. На следующий год войско Ганнибала вторглось в Италию.
Война и правда оказалось тяжелой и кровавой. Рим победил в это войне, но ценой победы стало разорение Италии. Надо сказать, Рим сделал вывод из истории с Сагунтом. С того времени Республика никогда не колебалась, если речь шла о помощи союзнику. А осторожным и благоразумным напоминали историю о брошенном союзнике и о последствиях, которые она имела для Рима. — Письма к дочери
@narodnaya_hramada