Мародерство русской армии в Украине смещается с периферии общественного внимания в центр. Этому сильно посодействовала картинка из освобожденной от освободителей Бучи, которая заставила многих людей за пределами России (где никаких картинок, кроме веселых, не показывают) задуматься о том, что в Украине русские войска осуществляют действительно очень специальную операцию.
Гуманитарно-правовыми аспектами этой операции, без всякого сомнения, будет заниматься международная следственная комиссия, и я не собираюсь предвосхищать ее выводы. Но помимо гуманитарных и правовых аспектов у этой проблемы есть и чисто военные, точнее – военно-политические аспекты. Армия, состоящая из мародеров, грабящих и насилующих мирное население, эффективно воевать не может.
Происходящее на оккупированных украинских территориях больше похоже не столько на войну, сколько на пиратский абордаж или дикий половецкий (печенежский) набег, так запавший в душу Путину. Те, кто так воюет, – не регулярная армия, а сброд. Даже в советской и в нацистской армиях с мародерством по мере сил боролись, пусть и не всегда успешно. В российской армии его поставили на конвейер и рассматривают, по-видимому, как способ дополнительной мотивации личного состава.
Бастрыкин так увлекся поиском соломинки в глазу у Бандеры, что не может вытащить бревно из глаза Шойгу. Нет ни одного сообщения о том, чтобы славные орлы Бастрыкина хотя бы для отвода лукавых глаз, хотя бы чтобы только опровергнуть, попытались расследовать военные преступления собственной армии на территории Украины. В этой связи в принципе правильный тезис об идеологическом характере этой войны как войны против западных либеральных ценностей и за русскую мессианскую идею нуждается в существенной корректировке. Это война за идею бандитов и бандитскими методами. От нее веет духом не столько православия или даже коммунизма, знамена которых подняты над русскими полками, сколько духом питерской подворотни.
Такая армия по определению не может быть длительно боеспособной и будет разлагаться по ходу войны, что ставит под вопрос достижение не только стратегических, но даже и тактических целей Кремля в этой преступной авантюре. Все, что вороватые министры обороны докладывали своему Верховному главнокомандующему о реформе русской армии, на поверку оказывается враньем и блефом – не только с точки зрения вооружений, но и в самом главном вопросе воинской дисциплины и выучки. Нет никаких настоящих контрактников, то есть профессиональных военных. Есть смесь «диких гусей» (профессиональных наемников) и необученных обманутых крестьян, которым всучили контракт как квартальную премию. Это гремучая смесь, превращающая армию в кочующий притон.
В общем, ничего удивительного в этом нет. Мародерство – суть путинского режима, а армия, как писал настоящий профессиональный военный генерал Деникин, стержень государственности. Какое государство – такая и армия. — Владимир Пастухов