“Гуманитарный кризис на границе ЕС и Беларуси был бы невозможен, если бы белорусские власти придерживались своих юридических обязательств по соблюдению прав человека и международных обязательств по отношению к своим собственным гражданам, а также тем, кто ищет убежища в Беларуси или за рубежом,” – убеждены члены “Христианского видения”.
По их мнению: “Целью организованного гуманитарного кризиса со стороны режима является решение своего собственного кризиса легитимности, возникшего в связи с захватом и удержанием власти неконституционным путем, а также беспрецедентными беззаконием и террором, нарушением прав человека, развернутыми против мирных белорусских граждан… В этом контексте мигранты, их человеческое достоинство, жизнь, судьбы, трагедии и надежда на лучшую и безопасную жизнь в Европейском Союзе, используются режимом как рычаг воздействия на правительства стран Европы и институты Европейского Союза, а эскалация конфликта на приграничной территории направлена на дестабилизацию Европейского Союза”.
“В результате этого”, – отмечают члены группы, – “люди, в том числе женщины и дети, остаются на территории белорусской пограничной зоны, лишенные доступа к базовым благам, медицинской и юридической помощи, в жестких погодных условиях, опасных для здоровья и жизни. Белорусский режим прибегает к террористическим методам взаимодействия с Европейским Союзам, используя мигрантов в качестве заложников”.
“Христианское видение” обращается к белорусскому гражданскому обществу и призывает “к проявлению солидарности с жертвами сложившегося гуманитарного кризиса. Мы с глубоким сожалением отмечаем, что в качестве побочного эффекта искусственно созданного кризиса беженцев в белорусском обществе наблюдается рост ксенофобии и негативной эмоциональной реакции по отношению к беженцам и мигрантам. Это приводит к разрушению того чуда солидарности и всеобщей поддержки перед лицом общей опасности, которое произошло с беларусами в связи с событиями выборов 2020 года. Мигранты на границе, политические заключенные в тюрьмах, врачи в красных зонах белорусских больниц — они все являются заложниками безответственной и антигуманной политики незаконного режима Лукашенко”.
В заключении заявления отмечается:
“Нельзя быть просто пассивными сторонними наблюдателями, потому что именно в них, как отмечает в своей Энкциклике “Fratelli Tutti” Папа Римский Франциск, “грабители” находят “тайных союзников” (§75). Мы задаем себе вопрос “Кто мой ближний?” Но в реальности это отсутствие выбора! В сочувствии к обманутым, ограбленным, избитым, заключенным, уволенным, преследуемым, лишенным справедливости выбора быть не может. Выбор стоит только при выборе, на чьей ты стороне — жертвами или теми, кто их обманывает, грабит, избивает, несправедливо бросает в тюрьмы, увольняет и преследует. И этот выбор ставит перед нами вопрос -“Кто мы сами?””