Вместо выпуска «»Блиц-новостей»…Оскарас Коршуноваслитовский театральный режиссер«Чтобы понять значен…

Вместо выпуска «»Блиц-новостей»…

Оскарас Коршуновас
литовский театральный режиссер

«Чтобы понять значение 13 января, нужно понять тогдашнюю ситуацию в Литве.

Сейчас нам кажется будто 11 марта сразу пришёл свет и то благосостояние, которое у нас есть сегодня. Но этого не было. Советский Союз не признавал независимость Литвы, вообще её признали лишь несколько стран: Молдова, которая сама находилась в составе СССР, Исландия, Дания, Хорватия и Словения. Большой мир молчал. Реальное и всеобщее признание Литвы пришло только после провала путча в Москве в августе 1991 года.

Тот период от 11 марта до 13 января был самым тяжёлым. Ведь многие наивно верили, что после 11 марта мы сразу начнём жить как шведы. Но всё было иначе. Советская армия никуда не ушла. Продолжал функционировать русский рубль. Vagnorkės появились только в сентябре 1991 года. Началась блокада. Я до сих пор помню тот холод. Театры почти перестали функционировать. Помню зрителей в залах, закутанных в шубы, изо рта у которых поднимался пар. Тотальная инфляция, крах индустрии, безработица. Продуктов питания не прибавилось, а стало только меньше. Бесчинствовали jedinstvininkai. Ну и, конечно, криминал, это было их время, рэкет и так далее. Поэтому неудивительно, что людей охватило глубокое разочарование и пессимизм. Оптимизм Саюдиса рассеялся, как туман.

Те годы были как библейская пустыня, по которой блуждали евреи, и многие из них утратили веру в Землю Обетованную. И вот всё началось в такое время, когда дух нации, казалось, был сломлен. Но советские власти просчитались, так же как россияне просчитались с украинцами. В решающий момент народ сплотился и встал на защиту своей свободы. Я помню эти испуганные глаза танкистов, когда люди останавливали их танки голыми руками. Они стреляли в воздух и по стенам, я был у ЛРТ, штукатурка и камни сыпались людям на головы, но они не отступали. Ничего нельзя сделать с людьми, для которых свобода дороже жизни. Я своими глазами видел, как бронемашина врезалась в людей, заслонивших вход в ЛРТ. Они не отступали, не отступали и тогда, когда десантники избивали их прикладами автоматов Калашникова. Тогда всё было в тысячи раз более безнадёжно, чем сейчас. Тогда ещё и защищать было нечего, только свободу.

Сейчас есть что защищать, поэтому я не боюсь ни нынешнего пессимизма или раскола, ни часа X, потому что мне довелось быть 13 января. Кстати, довелось быть и на Майдане, там я видел то же самое. Я знаю, что в решающий момент Литва объединится, как тогда, 13 января. Я не видел столько света, надежды, безоглядной смелости, общности и силы, как в ту самую тёмную ночь. Именно 13 января произошёл переломный момент, который предопределил и последующий провал путча в Москве, принесший свободу народам.»


«Vagnorkės» (талоны, неофициальное название) — временные деньги, введённые в Литве в качестве национального платёжного средства.

«Jedinstvininkai» — активисты созданного Кремлем движения «Единство» и действовавшего в Литве в 1988–1991 гг.