Обозреватель Марк Галеотти для The Sunday Times: «Россия создает ось анти-Запад». Часть 3:В долгосро…

Обозреватель Марк Галеотти для The Sunday Times: «Россия создает ось анти-Запад». Часть 3:

В долгосрочной перспективе эти прагматические сделки важны как часть систематических усилий по созданию паутины институционализированных связей в обход и параллельно существующим структурам глобального порядка. Зачастую они все еще явно ограничены. Например, с 2014 года, когда Соединенные Штаты пригрозили отключить Россию от глобальной системы межбанковских коммуникаций Swift, Москва разрабатывает собственную версию SPFS.

Первый заместитель председателя российского Центробанка недавно с гордостью заявил, что к SPFS подключены 20 стран и 557 банков – при том, что Swift охватывает почти все страны мира и более 11 000 финансовых учреждений. Даже CIPS, китайская система для переводов в юанях, объединяет почти 1 500 учреждений в более чем 100 странах.

Однако игнорировать подобные инициативы опасно. Один из сотрудников Казначейства США, работающий над санкциями, с горечью признал, что SPFS усложнила его работу: «Я не говорю, что он был создан для снятия санкций – на самом деле это было сделано для того, чтобы избежать финансового краха, если бы их выгнали из Swift, – но это означает, что после нескольких лет, в течение которых формировалась единая глобальная система, мы снова наблюдаем ее разделение на «наших» и «их»».

Это метафора более широкого процесса, главным долгосрочным бенефициаром которого представляется Китай. Пекин уже давно стремится обойти то, что он считает мировым порядком, созданным для поддержания западного господства. Грандиозная инициатива Пекина «Один пояс – один путь» оказалась дорогостоящим разочарованием и была свернута. Однако она создала основу для более широкой кампании, основанной не на одном предприятии, а на создании целого ряда конкурирующих групп, институтов и инициатив, которые начинают выглядеть как нечто большее, чем просто сумма частей.

Экономический блок БРИКС отражает общую заинтересованность в поиске альтернативных структур. К первоначальным основателям – Бразилии, России, Индии, Китаю и Южной Африке – в начале этого года добавились Эфиопия, Иран и ОАЭ. Еще 15 стран, от Алжира до Вьетнама, находятся в процессе получения членства.

Возможно, блок не является целостным геополитическим образованием (не в последнюю очередь из-за напряженности в отношениях между Индией и Китаем), но он часто выражает желание освободиться от зависимости от западных институтов. В этом году Москва планирует возродить проект «кабель БРИКС» – создание альтернативной оптико-волоконной подводной кабельной системы связи, которая, как ни странно, усложнит для США прослушивание коммуникаций. #Россия #мнение

Подписаться.