В дополнение к рискам, с которыми сталкивается Путин, война убедила все больше и больше бывших советских республик в том, что имперские амбиции России угрожают их независимости, суверенитету и территориальной целостности. Все больше осознавая, что о победе России не может быть и речи, эти государства дистанцируются от Москвы разными способами: от разработки политики экономического развития, менее зависимой от России, до проведения более сбалансированной внешней политики. В результате перспективы евразийской интеграции, за которую выступает Россия, потускнели.
Тем временем война заставила Европу осознать огромную угрозу, которую военная агрессия России представляет для безопасности континента и международного порядка, положив конец разрядке между ЕС и Россией после «холодной войны». Многие европейские страны отказались от своих иллюзий относительно путинской России.
В то же время война вывела НАТО из состояния, которое президент Франции Эммануэль Макрон назвал «мертвым мозгом». Поскольку большинство стран НАТО увеличивают свои военные расходы, передовое военное развертывание альянса в Восточной Европе получило значительную поддержку. Вступление Швеции и Финляндии в НАТО подчеркивает неспособность Путина использовать войну для предотвращения расширения альянса.
Война также поможет изменить состав Совета Безопасности ООН. Она подчеркнула неспособность этого органа эффективно выполнять свои обязанности по поддержанию мира во всем мире и региональной безопасности из-за злоупотребления правом вето со стороны некоторых постоянных членов. Это разозлило международное сообщество, увеличив шансы на ускорение реформы Совета Безопасности. Германия, Япония, Индия и другие страны, вероятно, станут постоянными членами, а пять нынешних постоянных членов могут потерять право вето. Без реформы паралич, ставший отличительной чертой Совета Безопасности, приведёт мир в ещё более опасное место.
Отношения Китая с Россией не являются фиксированными, и на них повлияли события последних двух лет. Министр иностранных дел России Сергей Лавров только что посетил Пекин, где он и его китайский коллега ещё раз подчеркнули тесные связи между своими странами. Но поездка, похоже, была скорее дипломатической попыткой России показать, что она не одинока, чем искренней любовью.
Проницательные наблюдатели отмечают, что позиция Китая по отношению к России вернулась от позиции «без ограничений» начала 2022 года, до войны, к традиционным принципам «неприсоединения, неконфронтации и ненацеливания на третьи стороны».
Хотя Китай не присоединился к западным санкциям против России, он не нарушает их систематически. Это правда, что в 2023 году Китай импортировал более 100 миллионов тонн российской нефти, но это ненамного больше, чем он покупал ежегодно до войны. Если Китай прекратит импортировать российскую нефть и вместо этого будет покупать её у других стран, это, несомненно, приведет к росту мировых цен на нефть, оказав огромное давление на мировую экономику.
С начала войны Китай провел два раунда дипломатического посредничества. Успех оказался недостижимым, но никто не должен сомневаться в желании Китая положить конец этой жестокой войне путём переговоров. Это желание показывает, что Китай и Россия — очень разные страны. Россия стремится подорвать существующий международный и региональный порядок посредством войны, тогда как Китай хочет разрешать споры мирным путем.
ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ