Как отметил на прошлой неделе представитель Госдепартамента Мэттью Миллер, за российскими военными усилиями стоят огромные экономические ресурсы Китайской Народной Республики. «В последние месяцы мы наблюдаем, что из Китая в Россию поступают материалы, которые Россия использует для восстановления своей промышленной базы и производства оружия, которое появляется на поле боя на Украине», – заявил Миллер журналистам накануне. «И мы невероятно обеспокоены этим», – добавил он.
В начале этого месяца в Пекине министр финансов Джанет Йеллен предупредила своего китайского коллегу, что будут «значительные последствия», если Китай продолжит поддерживать российские военные действия на Украине.
Несмотря на свои заявления о том, что они хотят выступать в роли миротворцев, китайские лидеры накануне военной операции на Украине дали свое благословение – что еще означало взаимное обещание партнерства «без ограничений»? – и поддержка председателя Си Цзиньпина была крайне важна для выживания Путина с тех пор, как его силы были отброшены от окраин Киева два года назад.
Точно так же нельзя рассматривать войну Ирана против Израиля в изоляции. Тегеран поддерживает военный конфликт России на Украине, поставляя тысячи беспилотников и ракет, подобных тем, что были выпущены против Израиля в минувшие выходные.
Россия, в свою очередь, вероятно, помогает укреплять иранскую противовоздушную оборону. Китай не только является одним из основных покупателей иранской нефти; министр иностранных дел Китая Ван И позвонил в Тегеран сразу после нападения на Израиль, чтобы похвалить, а не осудить своих иранских коллег. Китайская пропаганда была неизменно антиизраильской с момента убийственных атак ХАМАСа 7 октября прошлого года.
Появление этой новой оси предвидел Збигнев Бжезинский, советник президента Джимми Картера по национальной безопасности, еще в 1997 году.
В своей книге «Великая шахматная доска» Бжезинский писал: «Потенциально самым опасным сценарием была бы большая коалиция Китая, России и, возможно, Ирана, «антигегемонистская» коалиция, объединенная не идеологией, а взаимными претензиями. По своим масштабам и охвату она будет напоминать вызов, брошенный когда-то китайско-советским блоком, хотя на этот раз Китай, скорее всего, будет лидером, а Россия – последователем».
Бжезинский оказался пророком. Однако, оглядываясь на прошедшие три года, трудно не прийти к выводу, что его преемники в администрации Байдена сделали многое как невольно, так и сознательно, чтобы эта коалиция стала реальностью: начиная с того, что бросили афганцев на произвол судьбы в 2021 году, затем не смогли удержать Россию от конфликта в 2022 году и, наконец, не смогли удержать Иран от развязывания своих прокси против Израиля в 2023 году.
Да, Байден пришел на помощь Украине и Израилю, когда они подверглись нападению, но более ранняя демонстрация силы могла бы избежать обеих чрезвычайных ситуаций. #США #Россия #Китай #Иран