Расстановка сил в беларусской оппозиции. Состояние на 26.01.2026Недавно в беларусской оппозиции прои…

Расстановка сил в беларусской оппозиции. Состояние на 26.01.2026

Недавно в беларусской оппозиции произошел ряд событий, который заслуживает краткого рассмотрения.

Первое и самое очевидное: случился пробный шар от «бабариканцев». В роли шара выступила Мария Колесникова, что является правильным решением. Во-первых, она может подтеплить собирательный образ бабариканцев, во-вторых, от нее сложно ожидать (и требовать) стратегий и политических заявлений. Маша легко и органично переключает дискуссию в гуманитарное русло, даже там, где другому спикеру попеняли бы за соглашательство и оппортунизм.

Теоретически Виктор Бабарико сейчас думает над тем, каким политическим контентом дополнить медийный перфоманс своей коллеги. Однако нам кажется, что штаб Бабарико вряд ли родит что-то более оригинальное, чем уже известное «надо разговаривать».

Так как с самим штабом Минск разговаривать явно не собирается (иначе бы Машу и Виктора не выслали из страны по замысловатой траектории), просить разговаривать будут «серьезных пацанов» из Германии. Падкие на такие штуки социал-демократы (младшие партнеры по правящей коалиции в Германии) с удовольствием обсудят эту тему в следующие год-два. Впрочем, давний заход «слева» в исполнении опытного и неглупого Андрея Дмитриева эффекта не принес.

Второе: команда «унылая троица» (ОСТ-ОПК-НАУ) переживает грядущую утрату монополии. До 2025 года им удавалось достаточно эффективно замкнуть на себе каналы коммуникации с «западными партнерами». Однако в 2025-м переизбрался Лукашенко, принял присягу Трамп, а потом выпустили политических конкурентов — и ситуация сильно изменилась. К тому же, ни ПП, ни ФВ не понимают сложную немецкую душу — им ближе незамысловатая русофобия стран восточнее Германии.

Забавно, но на фоне упомянутых выше событий помощь «троечникам» пришла откуда не ждали. Годами уклонявшийся от встреч с Тихановской Зеленский на исходе своего президентского срока демонстративно встретился с ней в субботу и даже пригласил, наконец, в Киев. Судя по всему, заигравшаяся в строительство собственного центра беларусской оппозиции Банковая решила быть проще. Впрочем, на фоне бездарных действий Киева в 2020, 2022 (да и всех прочих годах) и статуса Зеленского, который явно метит в «хромые утки», все это куда менее важно, чем могло быть когда-то.

Третье: «оппозиция к оппозиции» расколота последними событиями. Если раньше было просто объединенными усилиями критиковать проект «унылой троицы», то теперь прагматичные «свидетели оттепели» могут записаться в группу поддержки Маши и Виктора, а вот националисты, в первую очередь железный Зенон, наоборот, чуют в них пророссийские флюиды.

Недавняя статья Позняка под искрометным названием «Аб ролі наёмнікаў у палітыцы» совсем не случайно отождествляет внешнюю политику ЕС и Германии, а также жестко критикует последнюю за соглашательство с Россией. Хотя в роли «газпромовской марионетки» описана Светлана Тихановская, с учетом недавних событий логика Позняка легко трансформируется в уравнение: «Россия+Германия=Бабарико/Колесникова».

Таким образом, общая расстановка сил в беларусской оппозиции претерпела достаточно серьезные изменения, что, однако, имеет значение исключительно для нее самой. Не обладая политическим, экономическим и военным ресурсом, она продолжает бесконечно выбирать один из двух вариантов ответа в ложной дилемме «свергать Лукашенко/договориться с Лукашенко», не понимая, что, во-первых, она не способна быть субъектом ни в одном из данных двух решений, а во-вторых, сама фиксация на этих некрасиво постаревших вариантах демонстрирует ее интеллектуальное банкротство.

Europe risks driving Belarus closer to Putin, says freed opposition leader

Maria Kalesnikava in her first comments since being released from prison urges greater engagement with regime