Было очевидно, что в последние дни запахло жареным и Запад готовил ультиматум России. И своим ночным экспромтом перед западными журналистами, по какому-то недоразумению названному пресс-конференцией, Путин пошел на опережение, озвучив свое предложение раньше, чтобы избежать неприятного для него исхода. Очевидно, что никакого отношения к мирному процессу предложение Путина не имеет.
У Путина как всегда нет никакой стратегии, а предложение о возобновлении переговоров в Стамбуле является не более, чем очередным его тактическим ходом, главная задача которого продолжать забалтывать Трампа, чтобы тот не дай бог не усилил санкции или не увеличил поставки вооружений Украине.
Все, чего сейчас пытается добиться Путин – это выиграть время. Почти полгода назад я писал о том, что Путин уверен, что он побеждает, не намерен останавливаться и готов воевать еще несколько лет, чтобы добиться своей цели. Он по-прежнему уверен, что может дожать Украину и Запад, после чего сможет вести переговоры уже на своих условиях. Нужно лишь добиться обрушения фронта в Украине, что не выглядит по мнению Путина как невыполнимая задача с учетом очевидного превосходства России над Украиной в человеческих ресурсах.
Предложение о возобновлении прямых переговоров между Россией и Украиной в Стамбуле без предварительных условий не более чем уловка, задача которой выполнить требования Трампа без их выполнения – остановки боевых действий. Если Путин их остановит, то возобновить их ему будет очень сложно. Не в военном плане и не потому что его замучает совесть, а потому что у Трампа уже не получится говорить о том, что при нем война бы не началась и во всем виноват Байден. Путин слишком очевидно будет выглядеть агрессором не только в глазах Трампа, но и сохраняющего нейтралитет Глобального Юга.
В ноябре прошлого года я писал, что заморозка войны для России – это отложенный проигрыш. Она будет означать, что Путин не достиг ни одной своей цели и вынужден был остановиться под внешним давлением. Именно поэтому Путин ни в коем случае не готов пойти даже на 30-дневное перемирие. Ночное предложение Путина – это ничто иное, как желание продолжить воевать, только теперь под болтовню о мире.
Даже само предложение Путина не начать переговоры, а возобновить переговоры 2022 г. означают, что Россия предложит там все тот же ультиматум, предполагающий по сути капитуляцию, и это несмотря на то, что его «вторая армия мира» уже четвертый год безрезультатно воюет за заднюю стенку коровника на Донбассе. Переговоры для Путина – это по-прежнему «вы нам все, а я вам ничего».
Уверен, что и Зеленский, и Европа очень быстро раскусят задумку Путина. Однако она и не предназначена для них. Предложение Путина адресовано Трампу, в способности которого распознать этот подвох есть все основания сомневаться. Трамп вполне может зацепиться за это, чтобы верещать из всех углов, что он якобы добился чего-то от Путина и мир уже близко. Очевидно, что шансов на успех у таких переговоров нет, т.к. российский ультиматум спустя более чем 3 года стал еще менее приемлем, обоснован и подкреплен российскими военными успехами, чем был в марте 2022 г.
И хотя я не знаю, как отреагирует Трамп, мне кажется более вероятным то, что он все же клюнет на путинскую приманку и согласится на предложение. Трамп трус – он боится предъявлять Путину ультиматум, не говоря уже о том, что он подобострастно обожает кремлевского карлика и гораздо больше хотел бы поцеловать его ручку, чем вступать с ним в борьбу. Однако европейским политикам уже удалось один раз убедить Трампа в том, что Путин водит его за нос, может им это удастся сделать и в этот раз. И тогда Запад наконец-то выдвинет России жесткий ультиматум.