Выпадающий тут и там первый снег заставляет завершить скитания предвыборного табора А. Лукашенко и спрятать вывеску «Дажынкi». Сегодня завершился один из этапов его предвыборной кампании. Но сама предвыборная кампания еще далека от завершения.
Сегодня А. Лукашенко выступает в своей родной Могилевской области в городке Климовичи, известным еще с конца 14 века. Эта область оставлена напоследок, так как дома и стены помогают.
Выступление адекватное, стандартное, без нереалистичных обещаний и фантазий, которые А. Лукашенко позволял себе вначале предвыборной кампании. Не обошлось, конечно, без выдаваемого желаемого за действительное, но по сравнению с первыми выступлениями этого было мало. А. Лукашенко, как и в прошлый раз сосредоточился на подлизывании к сельскому избирателю, рассказывая про успехи и проблемы агропромышленного комплекса.
Почему же А. Лукашенко прикрыл свою предвыборную кампанию праздником «Дажынкi», раскидав его по всем шести областям и растянув его до самой зимы? Мы уже отвечали на эти вопросы по отдельности, но попробуем обобщить. Причин было две и обе связанны с обещанием, которое А. Лукашенко дал В. Путину в обмен на поддержку России.
В 2020 году, находясь под давлением нашего народа, он обещал В. Путину, что не будет больше кандидировать на новый президентский срок и уйдет на пенсию по схеме Н. Назарбаева, через пост главы ВНС. Именно поэтому была изменена конституция, сокращены президентские полномочия и приданы полномочия снимать президента для главы ВНС. А. Лукашенко рассчитывал, что даже уйдя официально с поста президента, он все равно будет управлять страной.
Но дальше случились события в Казахстане, Н. Назарбаев и его окружение потеряли власть, часть из них потеряли свободу и даже жизни. А. Лукашенко понял, что, потеряв место президента, он, как и Н. Назарбаев потеряет власть, как бы хитро он не прописывал фразы новой конституции. Н. Назарбаеву бумажки не помогли. Новая власть была обязана уничтожить старую, чтобы укрепить свою легитимность и минимизировать раскол в выходящей из-под среднеазиатского авторитаризма стране. То же самое ожидало и Беларусь.
А. Лукашенко принялся искать выход остаться на президентском посту. Он начал доказывать В. Путину, что он готов уйти на пенсию, но наш народ его не пускает. Нам же он доказывал, что имеет международную поддержку в Москве и Пекине и является нашим спасителем Беларуси от войн и геополитической нестабильности. Для сохранения за собой поста президента ему необходимо решить три вопроса: получить любую поддержку России к выборам 2025 года, получить финансовые ресурсы от России и оказаться посредником в будущих переговорах Украины и России.
Когда А. Лукашенко понял, что время утекает, а вопросы не решаются, он запланировал скрытую предвыборную кампанию. Он был не готов сразу идти на конфронтацию с Кремлем по теме своего ухода в 2025 году и собирался вести предвыборную кампанию не объявляя её, при этом пытаясь решить с Россией нужные ему вопросы. Поэтому «Дажынкi» оказались прекрасной площадкой для проведения скрытой предвыборной кампании на селе.
Сегодня казна диктатора пуста, а Россия поддерживает режим финансово исключительно на уровне «абы не сдохло раньше срока». И это несмотря на все панегирики о нерушимой дружбе и все визиты российских губернаторов, непрерывно направляемых Кремлем в Минск. Например, продажи в Россию наших огнеопасных автобусов производства МАЗ сегодня сократились уже на 50% и падают дальше. А обещанный кредит в 1.5 миллиарда долларов так до сих пор не получен. Поэтому «Дажынкi» оказались еще и способом сэкономить, повесив предвыборную кампанию на бюджет.