Помните бразильские сериалы. Мыльные оперы./У меня таки есть для вас. Про демократию, узурпатора, пр…

Помните бразильские сериалы. Мыльные оперы./
У меня таки есть для вас. Про демократию, узурпатора, президент-электа и внешних помощников. Параллели попрошу не проводить )))

Венесуэла.
Снова выборы, снова протесты, но есть свои “но”.
Итак. В Венесуэле прошли выборы президента. Напомню, что проведение этой электоральной кампании с допуском оппозиции было условием компромисса США с Николасом Мадурой.
До того, революция под руководством признанного и.о. президента Хуана Гуайдо фактически завершилась пшиком. Вначале в Национальной Асамблеи Венесуэлы сменился руководитель и пост спикера занял Луис Парра, кстати, тоже представитель античавесовских сил. Для справедливости стоит заметить, что по процедуре голосования были вопросы. Тем не менее, уже в конце 2020 в части государств ЕС открыто стали говорить а можно ли называть Гуайдо “президентом”.
После этого были местные выборы 2021 на которых оппозиция, набиравшая до этого более 45% голосов и контролировавшая до этого пять штатов на уровне губернаторов и парламентов (и имевшая фракцию более 40% в 9) скатилась до трёх (ещё два – независимые) и по мерам упала с 59 до 37 позиций.
Но Гуайдо жил своей жизнью “президента”, ездил по европейских и американских столицах, говорил о демократии. Завершилась сия эпопея тем, что 30 декабря 2022 года “законодательное собрание” (протопарламент созданный Гуайдо) 72 голосами из 104-х отправляет “президента” на покой. Тот не согласился.
Тем временем, кейс Венесуэлы остаётся не решённым. А в Европе идёт российско-украинская война. И для замены части российской нефти есть идея использовать венесуэльскую. Если, конечно, Мадуро пойдёт на компромиссы.
В Боготе (Колумбия) созывается конференция, которая организовывается под эгидой группы Лима (группа Американских государств, созданная для разрешения венесуэльского кризиса – основные инициаторы и исполнители политики изоляции режима Мадуро). На конференцию пытается поехать Гуайдо. Но его задерживают колумбийские власти и депортируют в США. Показательно, что американские наблюдатели на конференции не имеют ничего против )
Далее на протяжении нескольких месяцев вырабатывается компромисс – Мадуро допускает оппозиционных кандидатов на выборы в обмен на постепенное смягчение санкций.
В процессе подготовки электоральной кампании и выдвижения кандидатов были последовательно дисквалифицированы (не допущены к выборам) кандидаты от всех крупных демократических партиях сохранивших представительство в Национальной Ассамблее. Остался 74-х летний (!) Эдмундо Гонсалес, выдвинутый созданным в 2021 году (под руководством Гуайдо) альянсом “Единая платформа”.
Далее, собственно, голосование. Где власти объявили, что Мадуро набрал 51%. Часть екзит полов даёт результаты его проигрыша – говоря, что показатели Гонсалеса около 60%.
Начинаются протесты. И вот на этом этапе есть свои “но”.
1. Режим ослабления санкций против Венесуэлы выгоден для ряда европейских и американских компаний. Он выгоден и политически.
2. Сохранение изоляции Венесуэлы ведёт к усилению позиции КНР в данной стране. А это, на минуту, Южная Америка которую ранее называли “задний двор США”.
3. Возврат к изоляции равносилен второму (после проброса Гуайдо) признанию неэффективности политики на венесуэльском направлении. В первую очередь, со стороны США.
С другой стороны протесты достаточно массовые. Экономический кризис, санкции, изоляция порядком поднадоели населению. Мадуро не предлагает механизмов трансформации страны, говоря о наследии велик… , ой, не ВОВ, а Боливарианской революции и о “тракторе и водк..”, снова ой, о эффективном укладе Боливарианской республики. К тому же успешно эксплуатирует тезис защитника интересов (и тут стоит вспомнить пограничные конфликты за суверенитет над территорией Гуаяны-Эсекибы.
Но оппозиция как таковая тоже находится в кризисе, в первую очередь, организационном. Внешние игроки не предлагют той помощи, которая была раньше.
И вот тут подходим к финалу, либо классике “рельполитик”.