Мы поговорили с одной из белорусских активисток, вышедших на митинг в Варшаве с плакатами против бес…

Мы поговорили с одной из белорусских активисток, вышедших на митинг в Варшаве с плакатами против бессменной Тихановской

Женщина, по соображениям безопасности попросившая не называть своего имени, объяснила причины этого поступка. По ее словам, она является давней противницей режима Лукашенко и наблюдала на выборах еще в конце 90-х годов, а на митинги стала ходить в 20-м. Тогда же она, как и ее друзья и подруги, голосовала за Светлану Тихановскую, в которой позднее разочаровалась.

Я изменила свое отношение к Тихановской, – рассказывает активистка, – после ее общения в ЦИКе и выезда из страны, по ее словам – к детям. Ты не имеешь права быть лидером, если выбрала личную жизнь. Тебя шантажировали детьми – ладно, но тогда в приоритете не белорусский народ. Сейчас ее и все структуры, подписавшие NDA (документ о неразглашении информации – ред.) содержит ЕС, и очень хорошо содержит.

И с тех пор у коллективной Тихановской очень много промахов, ошибок. Четыре года она оттягивает время, пока людей сажают в тюрьму: ни революции, ни протестов. Это время играет на руку Лукашенко, который вычисляет нас.

Когда началось полномасштабное вторжение и в Беларусь гнали эшелоны с военной техникой, мы должны были объявить забастовку: это был последний момент, когда мы могли еще на что-то повлиять. И военные бы нас послушали, и народ бы тоже поднялся. Но Тихановская к этому не призвала. Вместо этого в повестке был референдум 27 февраля 2022 года по поправкам в Конституцию, призыв ставить два креста (портить бюллетень – ред.). Кроме того, Тихановская не поддержала и забастовку, которая должна была начаться в ноябре 2021 года.

Теперь Тихановская ездит в кругосветные путешествия, а люди сидят в тюрьмах из-за участия в протестах. Она собирает деньги на содержание своей огромной команды, а на поддержание существования политзаключенных и их семей остается незначительная часть этих «доходов». И надо не поддерживать существование тех, кто в тюрьмах, а заниматься освобождением этих людей. Надо вести борьбу с режимом и направлять туда большую часть «доходов» офиса, объяснять Европе, что деньги нужны не для СМИ и культуры, а для подготовки и организации настоящей борьбы с режимом. Тем более, что спонсируются только монополизированные проофисные СМИ, но не независимые. И победа над режимом – это единственное условие для выхода из тюрем абсолютно всех людей, участвующих в протестах, а также подвергшихся несправедливым наказаниям.

Нам нужен не один лидер, а совершенно другая форма лидерства – народный парламент.

Добавим, что издание Reformation, опубликовавшее фото протестных плакатов на митинге, высказало сомнения в мотивах активисток, так как они были «со скрытыми лицами», а в плакате одной была допущена орфографическая ошибка. Наша собеседница объяснила её тем, что, зная беларуский и русский языки, не обнаружила ошибки, не обратив внимание на мягкий знак в конце глагола по русской норме.

«Сторонники Тихановской, обсуждая орфографическую ошибку, боятся обсуждать политический контекст – то, что Тихановской пора уходить. Я понимаю их логику: они обеляют свою кумиршу. Мы признаем свои ошибки и исправляем их в отличие от тех, кто не только ошибается, но и не приносит извинений за серьезные промахи.

Лица же приходится скрывать не только от ябатек (сторонников Лукашенко – ред.), но и от фанатиков Тихановской и офиса, и от гебни, – пояснила активистка скрытое очками и шляпой лицо. – Хотя мы понимаем, что сильно не спрячешься: друзей много, тебя все узнают».

Напомним, что поводом для протестов против Тихановской в белорусской эмиграции послужило ее объявление себя бессменной «национальной лидеркой» неделю назад: уйти она согласна только после проведения «честных выборов» внутри страны.