Попытки вооруженных мятежей на постсоветском пространстве1992 год. Грузия. Художник, а по мнению нек…

Попытки вооруженных мятежей на постсоветском пространстве

1992 год. Грузия. Художник, а по мнению некоторых, еще и криминальный авторитет Тенгиз Китовани отказался разоружить свою частную армию и восстал против президента Звиада Гамсахурдиа в коалиции с «Мхедриони» вора в законе Джабы Иоселиани. Гамсахурдиа сбежал. К власти пришел Эдуард Шеварднадзе. В 1996 году Китовани арестован и осужден на 8 лет, в 1999 году помилован.
1993 год. Азербайджан. Мятеж формирований Сурета Гусейнова, в прошлом директора фабрики, сформировавшего свой отряд, в Гяндже. Неудачная попытка их разоружения. Смена главы государства Эльчибея на Гейдара Алиева. Гусейнов получил пост премьер-министра, однако уже в 1994 году был обвинен в попытке мятежа уже против Алиева. Бежал из страны. В 1997 году экстрадирован из России и приговорен к пожизненному заключению. В 2004 году помилован Ильхамом Алиевым.
1995-1998 годы. Таджикистан. Полевой командир Махмуд Худойбердыев, базирующийся в Курган-Тюбе, предпринимал несколько попыток мятежа и давления на центральную власть. В итоге группировка рассеяна, сам он предположительно застрелен.
1998 год. Россия. «Мятеж генерала Рохлина». Якобы возглавлялся депутатом Госдумы, ветераном Афганистана и Чечни, Львом Рохлиным, который, будучи лидером Движения в поддержку армии, активно ездил по регионам. Якобы ударной силой должен был стать 8-й гвардейский корпус, который должен был выдвинуться на Москву из Волгограда. 3 июня 1998 года Рохлин якобы был убит своей женой. Покойный Глеб Павловский публично утверждал, что Рохлина устранили и что заговор был реальным.
2022 год. Казахстан. Попытка государственного переворота при поддержке/нейтралитете главы Комитета национальной безопасности Карима Масимова. Мятеж подавлен при содействии контингента российской армии. Осужден на 18 лет лишения свободы.

Что мы видим на этих примерах? Для успеха переворота, помимо собственно технической составляющей, нужны делигитимация и непопулярность действующей власти, наличие альтернативного авторитетного политического лидера и поддержка хотя бы части элит.

@politburo2