Жёстко и беспристрастно о том, на каком этапе сейчас существует оппозиция РБ в 2023:
1. За период войны вся беларуская оппозиция столкнулась с феноменом скукоживания информационного поля и инструментов информационного влияния: фактически, оппозиция не влияет на внутреннее население РБ, а занимается своей деятельностью за границей, используя исключительно эту заграничную аудиторию.
2. Оппозиция, не имея возможности курировать внутренние вопросы Беларуси, перестроилась под существование на фондах помощи и солидарности, грантах и волонтерской активности, поэтому борьба за власть в РБ сменилась на борьбу за финансовые потоки внутри оппозиционных структур.
Это вылилось в череду заказных материалов, масштабную травлю друг друга, а также в фактическую деконсолидацию протестной среды. Оппозиция раскололась на сети влияния, которые занимаются борьбой друг с другом, но не с режимом Лукашенко и российским оккупационным аппаратом.
3. За период войны удалось создать несколько военных формирований, участвующих в войне на стороне Украины, однако “закулисье” самоотверженных патриотов Беларуси оказалось куда менее политически подкованным: лидеры формирований стали бороться за денежные ресурсы, тем самым военные формирования пошли на прямой конфликт с политическими институтами гражданской оппозиции. В итоге, военные формирования существуют фактически внутри украинской военной структуры, а любое вовлечение в этот процесс представителей беларуского политического сообщества приводит к денежным скандалам.
4. Череда развалившихся и свежесозданных формирований оказались сугубо формальным процессом перестановки кроватей, поскольку ни старый Офис, ни новый Кабинет не привнесли главного – проактивной повестки. Политическая деятельность сузилась до внутренних разборок без любой возможности выйти из постоянного процесса консультаций и обсуждений в активную гражданскую среду.
5. За время войны была вскрыта сеть сексотов внутри оппозиционных структур, которые сотрудничали с беларускими и российскими структурами: их отстранение попытались скрыть за другими причинами для сохранения репутации оппозиционного блока, однако и это вызвало череду скандалов и дроблений.
В итоге, ByPol как “силовое формирование” оказалось раздробленным, а план “Перамога” стал возникать исключительно в контексте фантомных болей оппозиционных структур, при этом консолидация (ни военная, ни гражданская) на базисе оппозиционного движения внутри РБ невозможна, а за её пределами – бесполезна, ввиду невозможности превращения внешней активности во внутреннюю.
6. Но и во внешней активности дробление оппозиционных структур на ситуативные блоки привело к разочарованию: Кабинет, обладающий условной гражданской легитимностью, не предоставляет комплекс мер и действий, необходимых для реализации оппозиционных проектов.
При этом формального оформления оппозиции до сих пор не произошло: и для этого формального признания оппозиции как альтернативной и легитимной власти не сделано ничего.
7. Не выработаны механизмы электорального поведения на период 2024-2025. При этом не берется в учёт существенный украинский фактор, поскольку именно победа Украины создаёт окно возможностей для реализации политической деятельности внутри РБ.
Так, не созданы структуры, не выработаны инструменты, не составлена генеральная стратегия по возвращению субъектности оппозиции внутри РБ.
При этом информационная политика не смогла пробить информационный купол, созданный силовыми структурами Беларуси. Так, фактически, внутреннее пространство РБ остаётся “слепой зоной” беларуской оппозиции.
8. Гражданское общество раздавлено силовыми структурами. Возможности для его восстановления без “приостановки репрессивного аппарата” нет.
Фактически, оппозиция, не имея возможности вернуться во внутреннюю среду, не делает ничего, чтобы создать окно возможностей под победу Украины в войне с РФ. Сейчас даже в случае победы Украины нет гражданской среды, способной сломить беларуский силовой режим, даже лишенный российской поддержки.