В списке “террористов”, который ведет белорусский КГБ, 1103 человек. До 2020 года в него вносили в основном иностранных граждан – Афганистана, Сирии, Сомали, КНДР. Теперь здесь 347 белорусов – политики, журналисты, люди, комментировавшие действия силовиков в соцсетях.
Правовой аналитик Human Constanta Татьяна Зинякова считает, что закономерности в том, кого именно включают в список, нет: “Формально это зависит от статьи УК. (…) Если человек осуждается по “террористической” статье, то он включается соответственно в “террористический список”.
Среди граждан Беларуси, внесенных в список, 49 женщин. Больше трети фигурантов родились в 1980-е, около трети – в 90-е, то есть, как правило, это люди среднего возраста. Больше всего минчан, на втором месте по численности – жители Гродненской области, на третьем – Минской области.
“Террористами” белорусов объявляют для того, чтобы ограничить их возможность распоряжаться имуществом, а тем, кто сидит в тюрьме, – усложнить передачу денег, считают юристы.
Список КГБ конфликтует с правами на свободу мнения и на справедливый суд. “Частично в этот список включаются люди, которые только обвиняются в совершении преступления, когда приговор еще не вынесен, а дело не завершено. (…) Мы видим тенденцию, что статьи без налета экстремизма и терроризма приобретают его постепенно и толкуются властями непропорционально широко”, – говорит Татьяна Зинякова.
Подробнее о том, кто и как попадает в “террористический список” КГБ, читайте здесь. Если ссылка не открывается, попробуйте эту.