Географическая карта битаОдним из самых болезненных эффектов этого противостояния является транспорт…

Географическая карта бита

Одним из самых болезненных эффектов этого противостояния является транспортная блокада: в Беларусь практически не летают самолеты и не ходят поезда. Высохли трубы, что транспортировали транзитные нефть и газ из России в Европу. Транзитный грузопоток превратился в ручей, если не считать китайские транзитные грузы, судьба которых тоже туманна – миграционный кризис ее явно испытывает.

Для государства, которое претендует на географический центр Европы и считает свое географическое положение важным ресурсом, это явный финиш. Нужно обладать талантом, чтобы с такой картой на руках организовать транспортную блокаду.

Тесные отношения с Россией, которые власти в эту суровую санкционную пору преподносят и продают народу как великое благо, для страны в настоящем и будущем означают критическую зависимость. Коллеги Беларуси по СНГ смогли организовать взаимовыгодное сотрудничество с РФ с гораздо меньшими издержками и рисками для своего суверенитета.

Между тем союз с Россией уже стоил Беларуси отношений с Украиной и потери ее гигантского рынка, привел к соучастию в войне, все последствия которого пока невозможно подсчитать.

В то же время все те же коллеги по СНГ продемонстрировали куда-более эффективную дипломатию, поскольку смогли избежать всего этого.

Отношения с Китаем можно было бы отнести к заслугам Лукашенко, если бы они являлись его изобретением, но это не так.

Азия попала в приоритеты внешней политики Беларуси с первых дней обретения независимости, а связи тянутся со времен БССР. Китай и Индия находились в числе первых 14 государств, где Минск за заре 90-х принял решение открыть свои дипмиссии.

Основу беларусско-китайских отношений заложил официальный визит в Китай делегации во главе с председателем Совета Министров Вячеславом Кебичем в январе 1992-го. Лукашенко, правда, в нее входил, но на правах депутата.

Причем Беларусь стала первым государством СНГ, направившим правительственную делегацию в Китай до официального установления дипломатических отношений.

Дружба с Си Цзиньпином – это да, большое личное достижение Александра Григорьевича, тут не отнять, но это личное уйдет вместе с личностями.

Мне сложно представить Беларусь, которая не будет стремиться к взаимовыгодному сотрудничеству с Китаем. При этом какая-то иная менее проблемная версия власти, не обремененная изоляцией и санкциями, сможет реализовать потенциал отношений с Азией лучше, чем действующая с ее ограничениями.